История города Нью-Йорка
На территории, которую сегодня занимает город Нью-Йорк, задолго до появления здесь европейцев жили индейские племена Манахаттоу и Канарси. Это подтверждают находки наконечников стрел и других артефактов в районах города, не застроенных зданиями, например, Инвуд-Хилл-Парк и Риверсайд-Парк. Европейские поселения начались с 1626 года с основания голландского поселения Новый Амстердам (Nieuw Amsterdam) на южной окраине Манхэттена. В 1664 году английские корабли захватили город, не встретив сопротивления со стороны губернатора Стёйвесанта, и он был переименован в Нью-Йорк (англ. Новый Йорк), в честь инициатора этой вылазки — герцога Йоркского. По результатам Второй англо-голландской войны в 1667 году голландцы официально передали Нью-Йорк англичанам в обмен на колонию Суринам.
В начале Войны за Независимость современная территория города являлась ареной важных сражений. В результате Бруклинской битвы в Бруклине начался большой пожар, в котором сгорела большая часть города, и до конца войны он попал в руки Великобритании, пока американцы вновь не завладели им в 1783 году. Этот день, под названием «День Эвакуации» (англичан), долго праздновался в Нью-Йорке.
В течение XIX века население города стремительно росло благодаря бурному притоку большого количества иммигрантов. В 1811 году был разработан дальновидный генеральный план развития города, по которому сеть улиц была расширена, охватив весь Манхэттен. К 1835 году Нью-Йорк обогнал по количеству населения Филадельфию, став самым большим городом Соединённых Штатов.
Во время Гражданской войны прочные торговые связи города с Югом, а также его растущее иммигрантское население привели к расколу между сторонниками Союза и сторонниками Конфедерации, который достиг высшего накала в «Призывных Мятежах» — самых крупных гражданских беспорядках в американской истории.
После войны темп иммиграции из Европы сильно возрос, и Нью-Йорк стал первой остановкой для миллионов людей, прибывающих в Соединённые Штаты в поисках новой, лучшей жизни.
В 1859 году в статье «Население, преступность и пауперизм», опубликованной в американской газете «Нью-Йорк дейли трибюн», Карл Маркс писал:
Должно быть, есть что-то гнилое в самой сердцевине такой социальной системы, которая увеличивает свое богатство, но при этом не уменьшает нищету, и в которой преступность растет даже быстрее, чем численность населения.
Особенно резко высказалась газета «Геральд Трибюн» в отношении преступности в Нью-Йорке.
В войне против преступности нация терпит самое тяжелое поражение. Статистика показывает, что число граждан, убитых и раненных преступниками, уже превосходит потери США в первой мировой войне, причем число это увеличивается с каждым днем.
В 1898 году город Нью-Йорк приобрёл сегодняшние границы: прежде он состоял из Манхэттена и Бронкса, присоединённого к городу с юга, от округа Уэстчестер (западный Бронкс в 1874 году, остальная территория — в 1895 году). В 1898 г., согласно новому законопроекту, была создана новая муниципальная единица, первоначально названная Большой Нью-Йорк. Новый город был разделен на пять районов. Районы Манхэттен и Бронкс расширили свои границы и покрывали теперь территорию первоначального города и всю остальную часть округа Нью-Йорк. Район Бруклин состоял из города Бруклин и нескольких муниципалитетов в восточной части округа Кингс. Район Квинс был основан в западной части округа Квинс и покрывал несколько небольших городков и поселков, включая Лонг-Айленд-Сити, Асторию и Флашинг. Район Статен-Айленд полностью вместил округ Ричмонд. Все бывшие городские органы управления внутри этих районов были упразднены. Год спустя территория округа Квинс, которая не попала в пределы района Квинс, стала округом Нассо (Nassau).[3] В 1914 году законодательные власти штата создали округ Бронкс, а округ Нью-Йорк сократился до размеров одного Манхэттена. Сегодня границы пяти районов Нью-Йорка в основном совпадают с границами соответствующих округов.
В первой половине XX века город стал мировым центром промышленности, торговли и связи. В 1904 году начала действовать первая компания метро Интерборо Рэпид Трэнзит. В 1930-x гг. очертания Нью-Йорка взмыли ввысь с постройкой нескольких самых высоких небоскребов мира.
Строительство башен-близнецов. Начало лета 1971 года.
После Второй мировой войны Нью-Йорк стал неоспоримым мировым городом-лидером. Строительство штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке символизировало уникальное политическое значение города.
Одновременно с этим происходил переезд части населения в пригороды, что привело к медленному снижению численности населения. Впоследствии изменения в промышленности и торговле и рост преступности вовлекли в 1970-х годах Нью-Йорк в социальный и экономический кризис.
Первое, что нас поразило в Нью-Йорке, — это его «голос»: душераздирающий вопль сирен полицейских автомобилей, встревоженный лай собак и будоражащий перезвон медных колоколов на пожарных машинах, непрекращающийся рокот моторов, шелест шин, стук голосов и свистков, которыми швейцары многочисленных гостиниц вызывают такси. (см. книга «18000 километров по Соединенным Штатам Америки», А. Овденко, 1972 г. стр. 3)
1980-е годы были периодом умеренного роста, сменившегося большим бумом 1990-х. Смягчение расовой напряженности, значительное падение уровня преступности, рост иммиграции обновил город, и население Нью-Йорка впервые в его истории превысило 8 миллионов жителей. В конце 1990-х город много получил от успехов индустрии финансового сервиса в период бума «доткомов». Это стало одним из факторов роста цен на недвижимость в городе.
Террористические акты 11 сентября 2001 года затронули и Вашингтон, но Нью-Йорк пострадал больше всего вследствие атак на Всемирный торговый центр и плотного едкого дыма, который продолжал валить из его развалин в течение нескольких месяцев после падения «Башен-Близнецов» и пожара. Несмотря на это, расчистка центра взрыва была окончена быстрее, чем планировалось, и с тех пор город воспрянул и выдвинул новые планы для разрушенной территории. Башня Свободы, которую собираются построить на месте Всемирного торгового центра, должна стать одним из самых высоких небоскрёбов в мире (1776 футов или 532,8 м) к запланированному завершению её строительства в 2013 году.